1941

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. 8 сентября 1941 г. гитлеровские войска заняли г. Шлиссельбург и завершили окружение Ленинграда – замкнулось кольцо блокады. Все гидроэлектростанции и Дубровская ГРЭС были отрезаны.

Большинство работников ГРЭС № 8 ушли в Красную Армию, народное ополчение и партизанские отряды защищать Родину. Многие из них погибли. В начале августа 1941 г. был начат демонтаж оборудования Дубровской ГРЭС и его эвакуация, поступление топлива с торфопредприятий нарушилось. Станция перешла на казарменное положение. Население поселка Невдубстрой было имеющимися у ГРЭС буксирным и пассажирским пароходами, паромами перевезено на правый берег р. Невы, откуда по железной дороге добиралось до Ленинграда и эвакуировалось на большую землю через Ладогу, а немногие остались в поселке и оказались на территории, оккупированной немцами. Смелые уходили в партизаны, около двух лет действовал в лесах ближайших районов партизанский отряд, где комиссаром был В.Н. Горынин.

Имеющиеся у ГРЭС плавательные средства неоднократно использовались для перевозки воинских частей с правого берега на левый и обратно. В эти дни погиб начальник смены котельного цеха Романов, ранен дежурный инженер Никитин и другие работники станции, имена которых не сохранились.

Днем 7 сентября 1941 г. немецкие войска захватили Дубровскую ГРЭС и поселок Невдубстрой. В 5 часов 7 сентября из «Ленэнерго», по сохранившемуся подводному телефонному кабелю, получен приказ: «Станцию оставить, оборудование из строя не выводить».

Станция была заминирована, персоналу приказано отойти на правый берег р. Невы. Предполагалось, если не удастся освободить ГРЭС в ближайшие дни, то она будет разрушена нашей авиацией, но это не было осуществлено. Спаслось 300 человек, большинство из них были трудоустроены на городских энергетических объектах «Ленэнерго». Вся техническая и другая документация ГРЭС-8 была потеряна или уничтожена в ходе боевых действий.

Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 г. было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Их эксплуатацию обеспечивала небольшая группа работников вместе с директором ГЭС И.П. Жемчужниковым, главным инженером П.А. Ковальчуком, парторгом ЦК ВКП(б) Н.А. Радченко и начальником III Высоковольтного района А.И. Семенченко. Станция была заминирована, подготовлена к взрыву и затоплению.

Подвоз топлива к городским станциям прекратился. Часть оборудования была демонтирована и отправлена в тыл для энергоснабжения эвакуированных предприятий. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся – в условиях голода и холода продолжали работать, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии.

Среднесуточная выработка электроэнергии станциями «Ленэнерго» (млн. кВт·ч)
декабрь 1940 г.декабрь 1941 г.
11,4 1,6
Выработка электроэнергии электростанциями «Ленэнерго» в декабре 1941 г. (млн. кВт·ч)
Государственная электростанция-1Государственная электростанция-2Государственная электростанция-3Государственная электростанция-4Государственная электростанция-5Государственная электростанция-7
15,889,271,180,1522,680,68

Осенью 1941 г. городские электростанции почти в полтора раза увеличили выработку электроэнергии, обеспечивая работу оборонных предприятий города для нужд Ленинградского и Московского фронтов. Были израсходованы небольшие запасы топлива, имеющиеся в городе. Поэтому уже в декабре производство электро- и теплоэнергии резко снизилось, что привело к жесткому лимитированию их потребления для всех потребителей.

Непрерывные бомбежки и артиллерийские обстрелы, голод и холод делали работу и жизнь в городе невыносимо трудной.

Энергоснабжение Ленинграда в 1941 – 1945 гг.
ГодУстановленная мощность электростанций «Ленэнерго» (тыс. кВт)Выработка электроэнергии электростанциями «Ленэнерго» (млн. кВт·ч)
1940765,53146
19412572733
1942259231
1943268406,2
1944318698,7
19454401184,7

1942

25 января 1942 г. стал самым тяжелым днем для энергетики Ленинграда: одна только Государственная электростанция № 1 во всей системе энергетики города работала, вырабатывая 3000 кВт. Запасов топлива было всего на несколько дней. Вырабатываемая электрическая энергия расходовалась на госпиталь, хлебозавод и Смольный. Сотрудники Государственной электростанции № 1 собирали топливо для станции всеми возможными способами с неработающих или эвакуированных предприятий, разбирали на дрова деревянные дома. Движение электрического транспорта было остановлено, перестали подавать воду в трубы и, конечно же, прекратилось электроосвещение улиц и домов.

Зимой 1942 г. третий котел станции «Красный Октябрь» переделали, чтобы иметь возможность сжигать в нем фрезерный торф, имеющийся на торфяных предприятиях Всеволожского района. Реконструкцией котла руководили директор Абрам Михайлович Маринов и начальник котельного цеха Иосиф Петрович Александров. Наладку котла с топкой Т.Ф. Макарьева поручили инженеру энергетической лаборатории Сергею Степановичу Зайцеву. Введение в эксплуатацию данного котла позволило увеличить нагрузку электрической станции до 21-22 МВт (из 23-24 МВт, которые вырабатывались энергосистемой Ленинграда).

31 марта 1942 г. началось движение грузовых трамваев, а с 15 апреля – шести маршрутов пассажирского трамвая.

С началом блокады предприятия, входящие в энергетическую систему Ленинграда, и само здание «Ленэнерго» подвергались воздушным атакам. На электрические станции и подстанции города за время блокады немцы сбросили триста фугасных авиабомб, более тысячи зажигательных авиабомб, выпустили около трех тысяч артснарядов. Высоковольтная воздушная сеть получила более двух тысяч повреждений, а кабельные сети – свыше трех с половиной. 6 ноября 1941 г. из-за взорвавшейся бомбы весом 250 кг стена фасада здания «Ленэнерго» на 50 см вспучилась в сторону Марсова поля, перекрытия обрушились. Взрыв большого артснаряда в марте 1942 г. привел к выгоранию части здания со стороны Аптекарского переулка, а диспетчерский пульт вышел из строя.

К сентябрю 1942 г. были закончены начатые в феврале восстановительные работы на Волховской ГЭС. Еще в декабре 1941 г. по предложению уполномоченного Государственного Комитета Обороны (ГОКО) А.Н. Косыгина в Ленинграде Военный Совет Ленинградского фронта и ГОКО приняли решение о восстановлении Волховской ГЭС для осуществления передачи электрической энергии в осажденный город. 27 декабря 1941 г. приказом № 142 Наркомата электростанций СССР работа была передана в ведение треста «Свирьстрой».

В Волхов в феврале 1942 г. пришли эшелоны с техникой и оборудованием, предназначенными для реконструкции, с Урала и из Средней Азии, а 30 апреля первый гидроагрегат был пущен в строй. В то же время в Ленинграде решился вопрос с электропередачей Волхов-Ленинград. «Ленэнерго» предлагало восстановить и частично реконструировать Волховские линии 110 кВ и линии 35 кВ, которые питали во Всеволожском районе торфопредприятия, а через Ладожское озеро проложить нитки кабеля напряжением 10 кВ, изготовить который можно было в городе. В тяжелых условиях на заводе «Севкабель», который находился под артобстрелом врага, где работали, в основном, женщины и дети, была начата работа по изготовлению кабеля, прозванного «кабелем жизни». К началу августа 1942 г. было изготовлено более ста километров подводного кабеля марки СКС сечением 3х120 мм.

23 сентября 1942 г. в обход линии фронта по воздушным линиям 60 кВ и кабелю 10 кВ, который был проложен по дну Ладожского озера, электроэнергия частично восстановленной Волховской ГЭС начала поступать в город, находящийся в осаде. Наконец энергетическую блокаду удалось частично прорвать.

Возведение объектов электропередачи Волховская ГЭС-Ленинград (Ладожской), которая включала 3 подстанции, около 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, общими усилиями выполнили за 45 дней вместо планируемых 56 (этот срок был определен Военным Советом Ленинградского фронта). Всеми работами руководил главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов. Главная сложность заключалась в том, что кабель было возможно прокладывать только ночью. Близкая линия фронта делала опасными любые работы с кабелем днем. Это подтвердилось 30 октября при прокладке пятой нитки кабеля, когда в результате дневного налета авиации фашистов погибли люди, а суда и кабель получили повреждения. Еще одной трудностью являлось то, что применять традиционные методы прокладки подводного кабеля не представлялось возможным. Кабельщики «Ленэнерго» И.И. Ежов и Н.С. Туманов придумали и реализовали новый способ, который заключался в предварительном монтаже всей длины кабельной вставки в 22,5 км (более 40 барабанов) в укромном месте в бухте Морья на Ладожском озере на железной барже водоизмещением 800 т, далее в одну проходку по озеру (1-я и 5-я нитки были уложены в две проходки) со скоростью судов 2-2,5 км/ч, кабель укладывали на озерное дно на глубине 18-20 км. На баржу с монтажной площадки кабель вручную подавался женщинами.

С 23 сентября 1942 г. и до конца 1943 г. Волховская ГЭС передала в Ленинград более 25 млн. кВт·ч электрической энергии. Как писал в своих воспоминаниях С.В. Усов: «Это поставило электроснабжение Ленинграда на твердую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение и даже дать свет в квартиры героических защитников – жителей Ленинграда 6-7 ноября 1942 г.».

1943

Для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи и уменьшения потерь электроэнергии, обеспечения ее надежности и бесперебойной работы, в январе 1943 г. была сооружена непосредственно на льду Ладожского озера «Ледовая линия» 60 кВ длиной примерно 30 км. Строительство, длившееся двенадцать дней, велось одновременно со стороны западного и восточного берегов по направлению к середине озера. Кабель строители подвешивали к деревянным облегченным опорам, основы которых вмораживали в лед озера. Передача электроэнергии по воздушной линии позволила увеличить напряжение до 60 кВ и повысить передаваемую мощность до 28500 кВт. «Ледовая линия» существовала 68 дней, а была демонтирована лишь когда начали таять снега.

В мае 1943 г. соорудили новую высоковольтную линию электропередачи 110 кВ Волхов – Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста. После полного снятия блокады был смонтирован постоянный, так называемый Шлиссельбургский, переход через Неву. Кабель подняли со дна Ладожского озера, ту его часть, которая была пригодна, использовали для ремонта городских линий на напряжение 6 кВ. Интересный факт: большая часть ладожского кабеля была проложена под Невским проспектом.