1874

А.Н. Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания с угольным стерженьком (привилегия № 1619 от 11 июля 1874 г.) и ежегодную Ломоносовскую премию Академии наук. Устройство было запатентовано также в Бельгии, Франции, Великобритании, Австро-Венгрии. Через шесть лет, в 1880 г., электрическая лампочка Лодыгина, усовершенствованная Т. Эдисоном, начала свое триумфальное шествие по планете.


Русский электротехник П.Н. Яблочков на своем небольшом электротехническом предприятии построил первую дифференциальную лампу конструкции В. Н. Чиколева. Лампа Чиколева действовала с первого момента без ручной регулировки, требовала сравнительно небольшого тока и допускала последовательное включение в цепь произвольного числа ламп. Начиная с 1879 г. идея дифференциального регулятора В.Н. Чиколева получила широкое применение в прожекторостроении.


Инженер Ф.А. Пироцкий провел ряд опытов по передаче электроэнергии на расстояние сначала нескольких десятков метров, а затем и до 1 км. На основании опытов пришел к заключению о возможности передачи электроэнергии на большие расстояния.

1876

П.Н. Яблочков завершил разработку конструкции электрической свечи, начатую в 1875 г., и 23 марта 1876 г. получил французский патент № 112024, содержащий краткое описание свечи в её первоначальных формах и изображение этих форм. «Свеча Яблочкова» оказалась проще, удобнее и дешевле в эксплуатации, чем угольная лампа А.Н. Лодыгина. Под названием «русский свет» свечи Яблочкова использовались позже для уличного освещения во многих городах мира. Также Яблочков предложил первые практически применявшиеся трансформаторы переменного тока с разомкнутой магнитной системой.

1879

Русские электротехники П.Н. Яблочков, А.Н. Лодыгин, В.Н. Чиколев совместно с рядом других электротехников и физиков организовали в составе Русского технического общества Особый Электротехнический отдел. Задачей отдела было содействие развитию электротехники.


В апреле 1879 г. впервые в России электрическими фонарями освещен мост – мост Александра II (ныне Литейный мост)
в Санкт-Петербурге. При содействии Отдела на Литейном мосту введена первая в России установка наружного электрического освещения (дуговыми лампами Яблочкова в светильниках, изготовленных по проекту архитектора Кавоса), положившая начало созданию местных систем освещения дуговыми лампами некоторых общественных зданий Петербурга, Москвы и других больших городов. Электрическое освещение моста устроенное В.Н. Чиколевым, где горело 12 свечей Яблочкова вместо 112 газовых рожков, функционировало всего 227 дней.

1880

30 января создано первое в мире специальное электротехническое общество – VI отдел Русского технического общества, призванный курировать проблемы электрификации России.


В марте открылась первая в мире электротехническая выставка в помещении Русского технического общества в Соляном городке в Санкт-Петербурге. Задачей выставки было «показать обществу современное состояние развития различных отраслей электротехники».


В июле начал издаваться один из первых электротехнических журналов в мире – журнал «Электричество». Ф.А. Пироцкий модернизирует городские двухэтажные трамваи на конной тяге, переводя их на электрическую тягу. 22 августа в 12 часов дня в Петербурге, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, в первый раз в России была проверена возможность движения трамвайного вагона «электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».


Организовано Товарищество «Электротехник». Это Товарищество устраивало дуговое электрическое освещение в садах и общественных учреждениях, применяя главным образом дифференциальные лампы Чиколева, строило мелкие частные электростанции. В 1880 г. Товарищество объявило, что оно принимает на себя устройство электрического освещения вокзалов, железных дорог, типографий, фабрик и мастерских, гостиниц, ресторанов, магазинов, клубов, театров, садов, площадей, мостов и улиц в городах и т. п. На объявлениях Товарищества изображалась дифференциальная лампа Чиколева. В тексте объявления пояснялось, что электрическое освещение дифференциальными лампами дешевле всякого другого освещения.

1881

Н.Н. Бенардос изобрел «Способ соединения и разъединения металлов непосредственным действием электрического тока», т. е. дуговую сварку. Несовершенство и малая мощность источников питания дуги, слабая изученность металлургических процессов сварки потребовали от Николая Николаевича еще несколько лет напряженной работы над новым способом соединения изделий. В результате были созданы первая в мире сварочная установка из электрогенератора и батареи аккумуляторов собственной конструкции, коммутаторы, держатели, разработана технология сварки стали, меди, бронзы, чугуна. В 1885 – 1887 гг. на «способ соединения и разъединения металлов дугой», названный автором «электрогефест», Н.Н. Бенардос получил патенты России, Франции, Бельгии, Великобритании, Австро-Венгрии, Швеции, Италии, Германии, США, Норвегии, Испании, Швейцарии. Патентование за рубежом финансировал купец, владелец доходных домов в Петербурге и Варшаве С.А. Ольшевский (иногда Ольшевского считают соавтором, хотя в действительности он был только совладельцем патентов).

У самого Бенардоса хватило денег только на патентование изобретения в России в Департаменте торговли и мануфактур, привилегия на изобретение была получена 31 декабря 1886 г. В 1886 г. в Петербурге была организована первая в мире сварочная фирма «Электрогефест». Она быстро приобрела мировую известность. Промышленники многих стран, владельцы фирм, производящих паровозы, котлы и другие изделия, приезжали к Бенардосу для ознакомления с новым технологическим процессом. Они убеждались в его эффективности и быстро внедряли новшество на своих предприятиях. Изобретатель сам организовывал сварочное производство не только на заводах России, но и в Лондоне, Париже, Барселоне. К концу 1887 г. в России, странах Западной Европы и США уже работало более 100 сварочных постов. Попутно Бенардос изобрел способ контактной точечной сварки, гидро-электроплавки, мощный аккумулятор.

1883

В 1880 г. Товарищество «Электротехник» обратилось в Санкт-Петербургскую городскую думу с предложением осветить Невский проспект электричеством. На все согласования ушло более двух лет, только в августе 1882 г. Городская управа заключила с Товариществом договор на освещение Невского проспекта на участке от Адмиралтейства до Аничкова моста. Однако недостаточность финансовых средств не позволила завершить проект и Карл Федорович Сименс, располагая крупным капиталом, использовал инициативу русских технических кругов, скупил всю сеть и фонари, установленные Товариществом «Электротехник», и организовал электрическое освещение главной улицы столицы. После опробования с 30 декабря 1883 г. окончательно установилось освещение Невского проспекта 32 фонарями (дуговыми лампами) силой света около 1200 свечей. Две электростанции: одна на деревянной барже на реке Мойке у Полицейского (ныне Зеленого) моста с 3 локомобилями и 12 динамомашинами постоянного тока мощностью 35 киловатт, другая – у Казанской площади с 2 локомобилями и 3 динамомашинами, обслуживались штатом в 30 человек. Начала действовать «Контора освещения Невского проспекта электричеством». Таким образом, к середине 1880-х гг. торговым домом «Сименс и Гальске» осуществлялись работы не только по электрическому освещению Невского проспекта и прилегающих улиц, но и ряда домов столичной аристократии.


Карл Сименс приобрел лицензию на использование в России ламп Эдисона и построил в Санкт-Петербурге фабрику по производству соответствующего оборудования – кабелей, ламп, переключателей и т.д. Помимо неё и фабрики по изготовлению телеграфного и телефонного оборудования Карл Сименс решил построить в Петербурге завод динамо-машин, который производил бы электромоторы большой мощности, а также турбогенераторы и трансформаторы. 

Завод получил название «Сименс-Шуккерт» и был построен в 1912 г.

1885

Очевидные преимущества электроламп побудили специалистов искать возможности замены газового освещения в Зимнем дворце и прилегающих к нему залов Эрмитажа. Инженер Василий Петрович Пашков – техник дворцового управления, предложил в качестве эксперимента использовать электричество для иллюминирования дворцовых залов во время рождественских и новогодних праздников 1885 г. Опыт удался. 9 ноября 1885 г. проект строительства «фабрики электричества», предусматривающий использование только отечественного оборудования, был Высочайше утвержден с примечанием: «Зимние балы 1886 года (10 января) должны освещаться электричеством полностью». Работа была поручена В.П. Пашкову. Чтобы исключить возможность вибрации здания от работы паровых машин, размещение электростанции предусмотрели в отдельном павильоне из стекла и металла. Он находился во втором дворе Эрмитажа, с тех пор называемом «Электрическим».

Здание станции площадью 630 м² состояло из машинного отделения с 6 котлами, 4 паровыми машинами и 2 локомобилями и помещения с 36 электродинамомашинами. Общая мощность достигала 445 л.с. Первыми осветили часть парадных помещений: Аванзал, Петровский, Большой фельдмаршальский, Гербовый, Георгиевский залы, и устроили наружную иллюминацию. Было предложено три режима освещения: полное (праздничное) включать пять раз в году (4888 ламп накаливания и 10 свечей Яблочкова); рабочее – 230 ламп накаливания; дежурное (ночное) – 304 лампы накаливания. Станция потребляла около 30 тыс. пудов (520 т) угля в год.

1886

16 июля  1886 г. в Санкт-Петербурге зарегистрировано промышленно-коммерческое «Общество электрического освещения». Эту дату принято считать датой основания первой российской энергосистемы. Среди учредителей были «Сименс и Гальске», «Дойче Банк» и русские банкиры. С 1900 г. компания носит имя «Общество электрического освещения 1886 г.». Цель компании обозначалась согласно интересам главного учредителя Карла Федоровича Сименса: «Для освещения электричеством улиц, фабрик, заводов, магазинов и всякого рода других мест и помещений» [Устав..., 1886 г., с. 3]. Общество имело несколько отделений в разных городах страны и внесло очень большой вклад в развитие электрической сферы экономики России.

1890 – 1891

1890

25 августа 1890 г. организована Царскосельская электрическая станция, ставшая результатом реконструкции осветительной установки постоянного тока, существовавшей с ноября 1887 г. В 1887 г. при устройстве водопровода возникла мысль об использовании паровых машин не только для привода насосов, но и для привода динамомашин. По проекту инженера Пашкова на улицах города было установлено 120 фонарей (дуговых ламп) на чугугнных столбах – для уличного освещения, были освещены: шоссе от Царского Села в Ям-Ижору (на расстояние 4 верст), Александровский и Запасной дворцы, казармы лейб-гвардии гусарского полка и другие здания. Водопровод обслуживался двумя водонапорными башнями, соответственно было две электрических станции. На станциях первоначально было установлено 9 динамомашин. В ходе эксплуатации Царскосельская установка все время развивалась.  Протяженность воздушной сети, составляющая 60 верст в 1888 г., после 1890 г. значительно увеличилась.

В 1890 г. была начата реконструкция станции с целью полного электрического освещения Царского Села и 25 августа этого же года официально открыта новая единая электростанция переменного тока напряжением 2400 В. После установки динамомашины переменного тока, реконструкции электрической установки и устройства новой сети переменного тока 2000 В, Царское Село стало первым городом в Европе, «который сплошь и исключительно освещен электричеством», как писал С. Н. Вильчковский.

1891

На Всемирной электротехнической выставке во Франкфурте-на-Майне М.О. Доливо-Добровольский продемонстрировал первую в мире трехфазную систему передачи электроэнергии на расстояние около 170 км. В 1919 г. М.О. Доливо-Добровольский выдвинул положение о том, что передача электрической мощности переменным током на большие расстояния (сотни и тысячи километров) окажется нерациональной из-за значительных потерь в линии.

1894

В 1893 г. отставной полковник – инженер Н.В. Смирнов обратился к петербургскому градоначальнику с просьбой разрешить ему устройство на Васильевском острове Центральной электрической станции (ЦЭС) «с правом проводить от нее по улицам воздушные кабели и употреблять электрические токи напряжением до 2000 В». ЦЭС с расчетной мощностью 800 кВт, была пущена 21 декабря 1894 г. и располагалась на 12 линии В.О. (д. 15). В котельной станции было установлено 6 водотрубных котлов Бабкок-Вилькокс. Машинный зал был оборудован 4 вертикальными паровыми машинами компаунд мощностью в 250 л.с. с давлением пара в 13 атмосфер. Подобные по мощности и типу машины только появлялись и представляли последнее слово техники. Вследствие этого технико-экономические показатели станции были несравненно лучше, чем соответствующие показатели других электростанций.

Станция инженера Н.В. Смирнова стала типовой для центральных электростанций такой величины и продолжала существовать все первое десятилетие ХХ в., служа образцом городской ЦЭС нового типа и после перехода к трехфазному току высокого напряжения.

1895 – 1896

1895

Под руководством русских инженеров В.Н. Чиколева и Р.Э. Классона для электроснабжения Охтенского порохового завода в Петербурге введена в строй первая промышленная гидросиловая установка в России мощностью около 300 кВт. Охтенский завод стал в числе первых промышленных потребителей электроэнергии. С середины XVIII в. крупнейшее промышленное предприятие Петербурга, Охтенский завод считался хорошо оснащённым и в достаточной степени механизированным за счёт водной энергии, регулируемой собственной плотиной на реке Охте.

Хронология событий:

  • 1877 г. – В.Н. Чиколев осуществил в цехе призматических процессов опытную установку оптического дробления света: канализацию электрического света по трубам с зеркалами от мощного источника электрического света (дуговой лампы). Также проводились опыты электрического освещения посредством рефлекторов на далекие расстояния (до 4 км). Эти работы необходимы были для обеспечения работ в ночное и вечернее время.
  • 1879 г. – завод одним из первых фабрично-заводских предприятий применил для освещения свечи Яблочкова.
  • 1883 г. – лампы накаливания применены для наружного освещения порохового городка. 90 ламп располагались по периметру городка протяженностью около 6 км.
  • В начале 1890-х гг. на заводе возникла задача объединить отдельные элементы электрического хозяйства, перейти от частной электрификации завода к полной с обеспечением электроэнергией всех цехов завода.
  • 1890 г. – построены новые цеха, которые полностью оборудованы электрическим освещением. Проведенные с большим размахом работы были выполнены в две очереди: сначала установили 2 динамомашины мощностью по 40 кВт, аккумуляторную батарею емкостью в 500 А·ч из 120 аккумуляторов и 550 ламп накаливания, а также двигатель постоянного тока в 9 л.с, и осуществили передачу энергии к нему. Работы были выполнены в период с сентября 1890 г. по май 1891 г. Работы второй очереди заключались в установке динамомашины в 40 кВт и 400 ламп накаливания, а также в устройстве электрической сигнализации в новых цехах. Продолжительность работ по второй очереди составила полтора года. Для руководства работами был приглашен В.Н. Чиколев, вначале в качестве производителя работ, а  с 1892 г.  в качестве электротехника завода.


Зимой 1895 г. в Санкт-Петербурге впервые начала функционировать электрическая железная дорога – маршрут от Зимнего дворца до Мытнинской набережной был проложен по льду через Неву. Трамвай был построен русской электрической фирмой М.М. Подобедова. Приводя зарисовку этого трамвая, идущего через Неву, иллюстрированный журнал того времени писал: «Быстрота и удобство сообщения, а также дешевизна и новизна подобного рода передвижения привлекают массу пассажиров, и новое предприятие, несомненно, не только удобно для публики, но и не безвыгодно для предпринимателей. Очень жаль, что электрические железные дороги, которые во многих городах с успехом заменили устаревшие «конки», до сих пор еще не приобрели у нас права гражданства и широкого распространения. Надо, впрочем, надеяться, что и у нас не только через Неву, но и по улицам будут со временем ходить электрические «конки».

1896

Санкт-Петербургское Городское самоуправление заключило концессионные договоры с тремя фирмами: «Обществом электрического освещения 1886 г.», Обществом «Гелиос» и Акционерным Анонимным Бельгийским Обществом на постройку и эксплуатацию электрических станций и сетевых сооружений.

1897

Центральная электростанция Акционерного Общества «Гелиос» из Кельна построена в Рождественской части Санкт-Петербурга (Новгородская ул., д. 12-14). Получив выгодный и удобный участок, обеспечивающий обилие воды, дешевизну доставки машин, стройматериалов и угля водным путем, немцы развернули бурную деятельность. В короткий срок русские рабочие возвели основные сооружения, и 27 апреля 1897 года электростанция дала промышленный ток. Корпус машинного отделения и пристроенное к нему лицевое здание заводоуправления строились по проекту гражданского инженера-архитектора В.А. Рейса. Первоначально было смонтировано 7 котлов и установлены 4 паровые машины по 1000 л.с. с генераторами однофазного тока по 3000 В. Через год вошли в строй еще 3 машины и 6 котлов. Установленная мощность станции составляла 5250 кВт.

1898

Центральная электрическая станция «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» (набережная реки Фонтанки, д. 104) построена в 1897 – 1898 гг. Немецкая фирма «Шматцер и Гуэ», получившая концессию на пятьдесят лет и разрешение на строительство, в дальнейшем фигурирует как «Бельгийское анонимное общество электрического освещения» и действует под патронажем Бельгийской военной миссии.

Первая паровая машина мощностью 350 кВт была пущена в эксплуатацию 22 мая 1898 г. Через три года на станции работало уже 18 паровых машин общей мощностью 5500 кВт, а в 1903 г. здесь устанавливается первая паровая турбина «Парсонс» мощностью 680 кВт.


В 1897 – 1898 гг. построена Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.» (Обводный канал, д. 76). 16 ноября 1898 г. в торжественной обстановке был осуществлен пуск станции в эксплуатацию. В строй вошли четыре паровых котла и шесть паровых машин, суммарная мощность которых составила 4200 кВт. Фирма «Сименс и Гальске» занималась поставками оборудования для Центральной электростанции «Общества электрического освещения 1886 г.» (ЦЭC «ОЭО 1886 г.»). На электростанции в то время работало более ста человек. Семь небольших электрических станций, которые принадлежали «Обществу электрического освещения 1886 г.», после пуска ЦЭС закрыли, а всех абонентов перевели на шины новой станции.

В газете «Новое время» от 9 ноября 1898 г. писали: «Вчера кабель, доведенный до сети Гостиного двора, пустил со станции на Обводном канале энергию и осветил магазины, т.е. вместо станции, стоящей на Казанской площади, Гостиный двор стал освещаться с Центральной электростанции». На 1916 г. в машинном зале станции имелось девять турбин и восемь паровых машин, чья общая установленная мощность составляла около 49 тысяч кВт. Более половины электроэнергии, потреблявшейся в то время Петроградом, вырабатывала ЦЭС.

1903 – 1909

1903-1905 гг.

Начала свою работу Хямекоски ГЭС на реке Янисйоки, у деревни Хямекоски Питкяранского района (будущая республика Карелия). Точная дата постройки станции неизвестна. К СССР она отошла в 1940 г., а по датам изготовления оборудования, установленного на ГЭС, можно судить, что постройка сооружений производилась в 1900 – 1905 гг. В здании гидростанции было установлено 5 гидроагрегатов шведского производства фирмы ASEA 1903 г. выпуска. Хямекоски ГЭС была восстановлена после войны.


В Санкт-Петербурге вступила в строй Первая теплофикационная система в России. Пароводяным отоплением было оборудовано 13 корпусов детской больницы им. принца Ольденбургского (ныне им. К.А. Раухфуса). В качестве источника тепла был использован отработанный пар от местной электрической станции. Внутри каждого корпуса были предусмотрены двухтрубные гравитационные системы водяного отопления с местными пароводяными бойлерами. Автор проекта — А.К. Павловский, под наблюдением которого осуществлялось и изготовление всего оборудования. Экспертом по проекту и оборудованию местной ТЭС был В.В. Дмитриев. 

Системы водяного отопления появились в России в первой половине XIX столетия. Первая была сконструирована и реализована в 1834 г. горным инженером П.Г. Соболевским. В 1855 г. впервые системой водяного отопления высокого давления было оборудовано здание Николаевского сиротского института в Петербурге. Помещения института отапливались гладкими трубами от четырех отдельных тепловых центров. Гладкие трубы были проложены у пола по периметру наружных стен здания. 

Первая установка централизованного нагревания воздуха в водо-воздушной системе отопления и вентиляции двух больших залов объемом более 3000 м³ была применена в здании Петербургской Академии художеств в 1863 г. В качестве нагревательных приборов применялись ребристые трубы.

1907 г.

Введена в эксплуатацию так называемая «Трамвайная» электростанция для пуска в городе электрического трамвая. Станция была построена по заказу Петербургской Городской Управы акционерным обществом «Вестингауз» на Атаманской улице, у реки Монастырки, в 1906 – 1907 гг. Установленная мощность составляла 4400 кВт.

1909 г.

В здании Михайловского театра была смонтирована первая в России насосная система водяного отопления. Автором проекта этой системы был Н.П. Мельников. До революции в Петербурге большинство жилых домов отапливалось с помощью дровяных печей. По данным историков, в городе незадолго до революции насчитывалось всего 102 дома (из примерно 40 тысяч) с центральным отоплением от местных котельных.

1912 – 1915

1912 г.

11 сентября 1912 г. Санкт-Петербургская земская управа, действуя на основании постановления чрезвычайного Уездного Земского Собрания, заключила договор с «Обществом электрического освещения 1886 г.». По договору «Обществу 1886 г.» разрешалось в Санкт-Петербургском уезде для общественного пользования «устройство по производству, распределению электрической энергии и прокладка для этих целей по уезду электрических кабельных и воздушных проводов». 24 апреля 1913 г. общее собрание акционеров «Общества 1886 г.» утвердило на условиях, принятых правлением, заключение концессионного договора с Санкт-Петербургским уездным земством и уполномочило Правление на правах общего собрания учредить Акционерное Общество под наименованием «Русское Общество Электрических Районных Станций» с капиталом в 4,0 млн руб.

1913 г.

21 марта 1913 г. «Общество электрического освещения 1886 г.» известило Санкт-Петербургскую уездную земельную управу «о производстве изысканий по постройке предвиденной договором электрической станции в районе уезда». В послании также говорилось, что общество «предполагает закончить устройство станции на правом берегу Невы в Уткиной Заводи против Обуховского завода уже в этом году». Мощность станции планировалась не менее 15 тыс. кВт к 1914 г.


В России и других странах электрифицировались лишь отдельные предприятия. Из четырех электростанций Петербурга перед  революцией каждая имела собственную систему тока, и возможность объединить их исключалась. Суммарная мощность всех электростанций в 1913 г. составляла 1098 МВт, а выработка электроэнергии – 1945 млн кВт·ч. На долю гидроэлектростанций приходилось всего 16 МВт с годовой выработкой около 40 млн кВт·ч. Существовавшие тепловые электростанции предназначались только для электроснабжения промышленных предприятий и некоторых крупных городов (Петербург, Москва, Киев, Баку и др.).

1914 г.

Начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война внесла изменения в планы «Русского Общества Электрических Районных Станций»: строительные работы в Уткиной Заводи были свернуты и немецким предпринимателям предложили покинуть российскую столицу.

1915 г.

В 1915 г. пущена в эксплуатацию Кингисеппская ГЭС мощностью 0,7 МВт. Гидростанция располагалась вблизи Кингисеппа, на реке Луге, на территории Кингисеппского кожевенного завода. В здании ГЭС было установлены две турбины.  В конце 1960-х гг. станция прекратила свою работу.

1917

Только в первый период Гражданской войны (до весны 1915 г.) энергоснабжение Петрограда можно считать близким к нормальным условиям. Крупные военные неудачи вызвали «мобилизацию промышленности», вследствие чего как присоединение новых киловатт (преимущественно промышленной нагрузки), так и отпуск энергии регулировались специфическими военными условиями. 

Топливо было разнообразно не только по качеству, что влияло на производительность котлов, но и по виду. Английский уголь сменили донецкие угли и бакинская нефть, что заставляло постоянно переделывать топки котлов. В революционное время это разнообразие увеличилось вследствие появления новых видов топлива – дров и торфа. 

Во время Гражданской войны электростанции Петрограда испытывали нехватку топлива и едва поддерживали свое оборудование в состоянии, годном для эксплуатации. На электростанции «Общества 1886 г.» на Обводном канале был развернут госпиталь.

Общая протяженность линий электропередачи напряжением 10-35-70 кВ составляла менее 200 км.


После Февральской революции 1917 г. на электростанции «Общества 1886 г.» в Петрограде был создан заводской комитет — представительный орган рабочих, который взял под контроль охрану и работу станции. Военно-революционный комитет назначил комиссаром станции С.Я. Аллилуева. В соответствии с предписаниями Военно-революционного комитета Петрограда рабочие обеспечивали бесперебойную работу станции, несмотря на катастрофическое положение с топливом. К концу ноября 1917 г. отношения между рабочими и администрацией «Общества 1886 г.» резко обострились в связи с массовыми увольнениями. Заводской комитет обратился в Народный Комиссариат труда с ходатайством и передаче станции городскому самоуправлению.

16 декабря 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров Центральная электростанция «Общества 1886 г.» была национализирована. Позже в 1918 г. были национализированы и другие электростанции, принадлежавшие различным акционерным обществам.


В конце 1917 г. в Мурманске была пущена в эксплуатацию городская дизельная электростанция. Второй дизельный генератор был установлен в 1921 г., третий – в 1926 г., в последующие годы были пущены 4 и 5-й генераторы. Здание станции демонтировано в 1937 г.

1918

После национализации управление электростанциями Петрограда было передано Петросовету. Вопросом первостепенной важности было положение с топливом. Экономическая блокада – результат Гражданской войны – сделала ситуацию катастрофической. При Совете Народного Хозяйства (СНХ) Северного района создается специальная топливная секция. 2 мая 1918 г. она выпустила «Циркуляр о переводе всех потребителей на местные виды топлива». Речь шла прежде всего о дровах, которые в больших количествах никогда не сжигались на электростанциях под котлами большой мощности. Талантливый русский инженер А.К. Сильницкий изобрел «дровяную топку». Субботники по разгрузке и разделке дров, в которых участвуют все: от управляющего до секретарш и уборщиц, становятся обыденным явлением. К 1919 году дрова составляют уже 70 % всего сжигаемого топлива, на одной только городской электростанции № 1 (бывшей «Общества электрического освещения 1886 г.») за сутки сжигалось 50 вагонов дров. Положение изменило принятие Плана электрификации России – ГОЭЛРО, который базировался на использовании других местных видов топлива.


В 1918 г. при Совете Народного Хозяйства (СНХ) Северного района было создано Петроградское отделение Центрального электротехнического совета. Это отделение проделало под председательством профессора М.А. Шателена большую работу по налаживанию эксплуатации городских электрических станций и объединению всех специалистов-энергетиков для быстрейшего восстановления энергетического хозяйства Петрограда. Так, инженер Т.Ф. Макарьев провел на Городской электростанции № 2, ранее принадлежавшей Обществу «Гелиос», удачные опыты по сжиганию торфа и этим положил начало широкому использованию этого важного вида местного топлива электростанциями.


В октябре 1918 г. при «Электрострое» сформирован консультативный орган в области технической политики – Центральный электротехнический совет (ЦЭС) в составе трех секций: сильных токов, слабых токов, заводского строительства.

1919 – 1920

1919 г.

Потребность в осуществлении единого плана электроснабжения Петрограда стала ощущаться все острее. 13 июля 1919 г. Президиум ВСНХ принял постановление о создании Объединения Государственных Электрических Станций – ОГЭС (которое позднее преобразовано в трест «Петроток», а затем переименовано в «Электроток»). Коллектив Петроградского ОГЭС приступил к объединению всех электростанций в единую сеть для их параллельной работы. Уже в 1921 г. бывшая электростанция «Общества 1886 г.», переименованная в ГЭС № 1 (ГЭС в 1919 году расшифровывалось как «городская электростанция») стала работать параллельно с ГЭС № 4 (бывшей «Трамвайной»). Вскоре к ним были присоединены ГЭС № 2 (бывшая Общества «Гелиос») и ГЭС № 3 (бывшей Бельгийского общества). Таким образом в 1919 г. появились первые энергосистемы. Президиум ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) утвердил Положение «Об управлении объединенными государственными электрическими станциями».

1920 г.

Заработали две гидростанции – Пиени-Йоки и Суури-Йоки ГЭС  в республике Карелия (на тот момент территория этих ГЭС входила в состав Финляндии). Эти гидроэлектростанции были построены на реке Тулимаёки финнами в 1918 – 1920 гг. на порожистых участках реки и скомпонованы по русловой схеме. В годы войны обе были частично разрушены, а в 1946 г. восстановлены. До 1960 г. они принадлежали целлюлозному заводу «Питкяранта» и эксплуатировались им совместно с тепловой электростанцией завода. Первоначально на станциях было установлено по три агрегата: один – 640 кВт и два по 350 кВт. Последние в 1962 г. были заменены новыми по 640 кВт. Однако на полную мощность гидроэлектростанции работали только в период весеннего половодья (2-3 месяца в году), в остальное время использовалось по одному гидроагрегату. С 1995 г. начали работать круглогодично. Мощность каждой ГЭС – 1,28 МВт, в здании установлено по два агрегата.


Установленная мощность центральных электрических станций Петрограда (тыс. кВт):

  • 1917 г. – 106,7
  • 1918 г. – 103,6
  • 1919 г. – 104,6
  • 1920 г. – 100,8

Выработка электроэнергии на центральных электростанциях Петрограда (млн кВт·ч):

  • 1917 г. – 246,2
  • 1918 г. – 117,6
  • 1919 г. – 88,9
  • 1920 г. – 94,4