130 лет со дня рождения Алексея Котомина

130 лет со дня рождения Алексея Котомина

13 сентября 2013 года исполнилось 130 лет со дня рождения Алексея Антоновича Котомина – первого энергетика, награжденного орденом Ленина, талантливого инженера, который спроектировал Дубровскую ГРЭС в Кировске. Для своего времени это была самая крупная станция Ленинградской энергосистемы, первая по мощности в Советском Союзе.

Котомин стал автором плана электрификации Петроградского района, который послужил исходным материалом к плану ГОЭЛРО. А.А. Котомин имел два образования – электротехническое и морское. В 1907 году он начал строительство научно-испытательного судна «Александр Ковелевский» для биологической станции Мурманского берега. Он не только руководил работами, но и подобрал и обучил команду. В современном Санкт-Петербурге яхт-клубы на Крестовском острове – его рук дело. А во время своего руководства стройкой СУГРЭС на Урале Алексей Антонович организовал водный клуб и закупил для него яхты, оставаясь верным своему второму любимому делу в жизни и увлекая за собой других. При этом за год работы на строительстве станции Котомин сумел сделать больше, чем все его предшественники за предыдущие 3,5 года.

И все же главным призванием инженера была энергетика. В 1911 году Котомин руководит проектированием и пуском первой в России открытой подстанции — для питания Лахты. Он также возглавляет реконструкцию воздушной и кабельной сети, проводит опыты по установке на открытом воздухе трансформаторов и аппаратуры. В 1918 году Алексей Котомин назначается главным инженером «Общества электрического освещения», затем главным инженером ОГЭС, техническим директором «Петротока» – «Электротока». Создание и развитие энергетической системы на два десятилетия становится его главнейшей задачей.

В период 1918 – 1937 гг. Котомин cоздает проект и участвует в реализации реконструкции электростанций №№ 1 и 2, проектирует и строит подстанции 35/6 кВ и кабельное кольцо 35 кВ для приема энергии Волховской ГЭС, организует диспетчерский пульт, руководит проектом расширения ТЭЦ-5 «Красный Октябрь» до 110 МВт, проектирует и строит Дубровскую ГРЭС, проектирует Московско-Нарвскую и Охтенскую ТЭЦ. При этом Котомин ведет активную преподавательскую деятельность в Военно-технической академии и Политехническом институте, председательствует в отделении Русского технического общества, пишет целый ряд научных статей на самые разнообразные темы в технических журналах. Алексей Антонович еще успеет построить СУГРЭС – Средне-Уральскую электростанцию, приступить к строительству Камской гидроэлектростанции. Участие в грандиозном проекте по сооружению Дворца Советов в Москве стало его последней работой.

Еще во время строительства ГРЭС-8 Котомина обвинили в шпионской деятельности. После почти года тюрьмы освободили за недоказанностью вины. В июле 1938 года Алексей Антонович был повторно арестован и обвинен в принадлежности к контрреволюционной организации и во вредительстве в энергетической промышленности, осужден на 5 лет и этапирован в Свердловскую область в СЕВУРАЛЛАГ, где в мае 1942 года умер.

Из записей А. А. Котомина о Дубровской ГРЭС

«Технической новостью в конструкции здания является отсутствие промежуточных стен, отделяющих машинный зал от котельных. На ст. Невдубстрой имеются лишь переборки в полширины, отделяющие зольные помещения от нижней части машинного зала. Такая конструкция здания дает правильное распределение воздуха между котельными и машинным залом и понижает общую температуру верхней части здания. Отсутствие стен между котлами и машинным залом повышает техническую безопасность всего сооружения. Отсутствие стен совершенно уничтожает угрозу их разрушения, что при аварии котлов обыкновенно и является главным источником ранений эксплуатационного персонала».

Современники говорят:

«Десятки людей вот уже пять дней не отходят с площадки. Здесь и командный инженерно-технический персонал и рядовые рабочие, занятые на испытаниях, доделках, и отдельные ударники… Вечером 26 марта реле земляной защиты уже фиксирует полное благополучие. Проверены все электрические устройства. На всем протяжении от генератора к линии передачи тока нет никаких преград… Главный инженер строительства Котомин, обладающий большим опытом пусков, приступает к синхронизации, к приведению частоты и напряжения тока Дубровской турбины в соответствие с частотой и напряжением тока кольца. Все взгляды устремлены на аппарат со зловещей светящейся надписью – «Не включать!». Лишь в том случае, если эта надпись погаснет, можно брать нагрузку. И вот надпись гаснет. Два незаметных коротких движения и генера тор включен.

– Итак, поздравляю вас, товарищи, - мы приняли нагрузку! – объявляет инженер Котомин, – 1 тысяча киловатт. Но из машинного зала приходят и заявляют: прибор нужно отрегулировать, он врет – мы выдаем нагрузку в 5 тысяч киловатт!»

Газета «Ленинградская правда», март 1933 года.

«Алексей Антонович был общительный, обаятельный человек. После первой встречи и разговора с ним проникаешься к нему уважением и симпатией. С ним беседовали запросто: будь то инженер или простой рабочий. А ведь он был крупный ученый, большой эрудиции инженер. Он применил много новаторских новшеств, ускоривших строительство и пуск станции».

Из воспоминаний Медова Евгения Демьяновича, начальника смены турбинного цеха.

«Особенно запомнился Котомин как энергичнейший руководитель, непрерывно снующий по стройке, и как энтузиаст яхтсмен, благодаря которому наша парусная флотилия была одной из крупнейших в Ленинграде. Помню, как он вел наш парусный кружок, читал лекции по парусному спорту, до сих пор в памяти вся терминология парусников. С каким ярким юмором он рассказывал о разных эпизодах в этом виде спорта и о том, какие непредвиденные истории подстерегают яхтсмена в плавании».

Из воспоминаний Меда Георгия Демьяновича, дежурного инженера станции.